http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=14786
Дерево, масло. 100x140 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
В 1923 году художником была написана картина «Транспорт налаживается», вошедшая в золотой фонд советского искусства. В полотне органически сочетались традиции русского реалистического пейзажа, воспринятые Яковлевым от своих учителей по Училищу живописи, ваяния и зодчества, и новые искания молодого советского искусства. Это было подлинно новаторское произведение и по своей теме, посвященной восстановлению народного хозяйства, и по своей жизненной правдивости и убедительности, и по своему яркому образному строю.
Работа Яковлева утверждала законность и необходимость существования в советской живописи пейзажа-картины, утверждала возможность выражения в ней великой идеи социалистического переустройства советской земли, гордости за молодую республику, отстоявшую свое существование в огне гражданской войны и приступившую к мирному труду.
Художник изобразил скромную железнодорожную станцию в ранний час. Дымки локомотивов, спешащие фигурки людей – все говорит о том, что после долгих лет бездействия она ожила. Яковлев пишет перспективу убегающих вдаль железнодорожных линий и столбов электропередачи, что позволяет ему создать ощущение простора. Эти уходящие к горизонту рельсы, здания станции и депо, стоящие под парами паровозы как бы символизируют трудовую жизнь первых лет восстановительного периода.
Картина отличается большой скромностью и простотой в композиционном и колористическом отношениях. Но в ней есть то, чего не было в более ранних произведениях художника, – чувство нового в жизни, обусловившее ясность образа, стройность и строгость формального решения, которые как нельзя лучше соответствуют идейному содержанию картины, говорящему об обновленной жизни в Советской России, о неисчерпаемых творческих возможностях свободных советских людей. Кажется, что художник намеренно ограничивает себя, чтобы не упустить главного, не нарушить настроения спокойной уверенности и сосредоточенности, царящего в картине.
«Транспорт налаживается» отличает от многих предшествующих и современных ему произведений на индустриальную тему творческое, взволнованное отношение художника к действительности. Вот почему эта картина проникнута подлинной поэтичностью, вот почему простой, ничем, в сущности, не примечательный мотив обрел под кистью Яковлева такую силу и выразительность.
Эта картина – одно из ярких живописных произведений в советском искусстве 1920-х годов. Художнику удалось создать в ней типичный, обобщающий образ, проникнутый глубоким общественным содержанием.
http://sttp.ru/master66.html
Наверное, это хорошо, когда в разруху налаживается транспорт. Борис Николаевич Яковлев, получивший после окончания физико-математического факультета Московского университета и приличное художественное образование под руководством А.М. Васнецова, Н.А. Касаткина, А.Е. Архипова, С.В. Малютина в Училище живописи, ваяния и зодчества, откликнулся на столь положительный процесс в стране своей картиной.
Тема индустриального пейзажа будет популярной в советском изобразительном искусстве. Свой вклад внес в нее и Б.Н. Яковлев, и не только уравновешенным полотном, внушающим спокойную уверенность, что дело пойдет. Будут и другие подобные картины, хотя, видимо, с большим удовольствием художник писал традиционные пейзажи и натюрморты, часто выполненные в вангоговской манере с солидным количеством красок на холсте.
Яковлев, Борис Николаевич [5(17).9. 1890, Москва, — 8.12.1972, там же], советский живописец, народный художник РСФСР (1962), член-корреспондент АХ СССР (1958). Член КПСС с 1960. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1915—13) у А. М. Васнецова и А. С. Степанова. Член АХРР (1922—32). Преподавал во ВГИКс (1956—63, профессор с 1960). Основоположник советского индустриального пейзажа ("Транспорт налаживается", 1923, Третьяковская галерея, Москва; "Краны наступают", 1958—59, Русский музей, Ленинград, и др.). Работы Я. отличаются широкой манерой письма, пастозной фактурой.
|
|