Холст, масло. 51,2x65,5 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
«Изображение трудового русского человека в той одежде и той обстановке, в которой он живет, – вот то новое, что внес Венецианов. Благоговейная любовь к своему народу, глубокое уважение к его национальному характеру, внимание ко всем мелочам его быта – вот что создало венециановский жанр», – справедливо отмечает один из советских исследователей.
Все эти качества воплощены в обширном цикле картин на темы крестьянской жизни, созданных Венециановым вслед за «Гумном», в середине и конце 1820-х годов. Именно это время было периодом наивысшего расцвета его таланта. Ни раньше, ни в более поздние годы он не знал ни такой совершенной меры соответствия между замыслом и воплощением, ни такой поразительной продуктивности. Один за другим возникали такие шедевры, как «Весна. На пашне» и «Лето. Жатва» – поэтическое изображение крестьянского труда, «Утро помещицы», «Дети в поле», «Жнецы» и ряд этюдов, изображающих русских крестьян и крестьянок.
|
|