Главная   Фонд   Концепция   Тексты Д.Андреева   Биография   Работы   Вопросы   Религия   Общество   Политика   Темы   Библиотека   Музыка   Видео   Живопись   Фото   Ссылки  
  << Пред   След >>     Поиск

Портрет атамана Ф.И. Краснощекова


Загрузить в полном масштабе 503x628, 49k

Алексей Петрович Антропов
Портрет атамана Ф.И. Краснощекова  [1761]

Холст, масло. 61 х 48,5
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Инв. № Ж-4917

Портрет атамана Ф. И. Краснощекова написан скупо и лапидарно. Изображение построено на крупных объемах, которые сочетаются с декоративным узорочьем одежды. В обобщенном, плоскостном построении композиции и ярком колорите произведения сказались парсунные традиции.

Ф. И. Краснощеков представлен довольно схематично. Форма головы проста, обобщена и сильно очерчена линией. Антропов дает волю своему богатому декоративному чувству и покрывает одежду атамана великолепным узором. Чистые краски горят на алом кафтане, оттененные золотыми разводами. Не смущаясь пестротой, художник тут же изображает глубокую васильковую синеву орденской ленты. В результате он достигает несколько грубоватого, но мощного колорита, в чем сказалось наследие древнерусской иконописи. В то же время, при всем схематизме изображения, перед нами живой человек – стареющий и несколько обрюзгший.

Походный атаман бригадир Федор Иванович Краснощеков особенно отличился во время Семилетней войны с Пруссией. В 1761 году он приехал в Петербург, где задержался на какое-то время. Тогда и был написан его портрет. Атаман стал свидетелем вступления на престол Петра III, который незамедлительно заключил мир с прусским королем Фридрихом II, в результате чего Россия одним росчерком царственного пера лишилась всех своих добытых ценой тяжких потерь преимуществ. Естественно, Ф. И. Краснощеков, участник боевых действий против Пруссии, полностью принял сторону Екатерины II во время дворцового переворота 1762 года и был приглашен на коронационные торжества в Москву, по окончании которых ему была по высочайшему повелению вручена сабля «при грамоте государевой о его в нынешней войне ревностной службе».

Еще в 1742 году атаману был презентован миниатюрный портрет императрицы Елизаветы Петровны, обрамленный алмазами. С этим портретом, слегка увеличенным и выдвинутым на первый план, его и написал Антропов, используя для декорирования яркий синий цвет ленты.

Заказной портрет атамана, несомненно, писался с натуры. Художник воссоздает такие черты облика, которые можно зафиксировать только при непосредственном наблюдении: складку на лбу, морщины под глазами, гладкий двойной подбородок.
http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=15231&cat_ob_no=12792

Ф.И. Краснощеков (?-1764) – походный атаман казачьих полков, сын знаменитого донского героя, устрашавшего врагов своей отвагой, „диким видом" и лицом, сплошь покрытым шрамами. Ф.И. Краснощеков и сам прославился смелостью. Он был участником Семилетней войны (1756-l763) Во время которой ..рыская со своими казаками", должен был всячески неприятеля обеспокоивать". В боях Краснощеков проявил храбрость, отвагу и неустрашимость, получил чин бригадира, потом генерал-майора. Был отмечен установленной для казаков наградой – золотой, „обложенной алмазами" медалью для ношения на шее. Хитрый и неглупый, он среди казаков слыл за колдуна. В народе о Краснощекове слагали песни, называя его „лихим наездником" и „славным богатырем".

Изображен в красочном одеянии казацкого атамана, на груди – наградная медаль; по словам Я. Штелина, Антропов написал этот портрет для „гетмана" Разумовского.
http://bibliotekar.ru/rusKart/11.htm