Главная   Фонд   Концепция   Тексты Д.Андреева   Биография   Работы   Вопросы   Религия   Общество   Политика   Темы   Библиотека   Музыка   Видео   Живопись   Фото   Ссылки  
  << Пред   След >>     Поиск

Несение креста


Загрузить в полном масштабе 547x1024, 156k

Иеронимус Босх
Несение креста  [1515-1516]

Доска, масло. 57,2 x 32.
Музей истории искусств, Вена.

Вероятно, картина была левой створкой небольшого триптиха на тему Страстей. Повёрнутая в профиль голова Христа чётко выделяется на фоне плотной толпы, состоящей из злорадных зевак и гримасничающих воинов. Физические страдания Иисуса усилены тем, что гвозди на деревянных колодках при каждом шаге впиваются в его ступни и щиколотки. Это орудие пытки вплоть до середины XVI в. часто появлялось на картинах нидерландских мастеров. Духу и стилю старинных миниатюр соответствуют высокая линия горизонта и отсутствие глубины на среднем плане.

Не прибегая к изображению монстров и диковинных тварей, художник, тем не менее, делает объектом изображения злобную, по-звериному возбуждённую толпу. Жаба на щите изобличает «войско Сатаны» — это символический намёк на всё злое, греховное. Две группы на переднем плане связаны с неуверовавшим разбойником (слева) и с исповедующимся перед монахом благоразумным разбойником (справа). Фигура монаха не смущает художника своим явным анахронизмом — ему важно призвать зрителя к покаянию, дарующему спасение души.

Фигура в красном на переднем плане слева предположительно является автопортретом Босха.

На обороте доски изображён Христос-ребёнок, играющий с вертушкой и приспособлением на колёсиках, которое держит младенца, когда он учится ходить.