Будапешт, Музей изобразительных искусств, инв. № 4259.
Орех, масло, 24 х 15,3 см.
Поступила из наследства графа Яноша Палффи, из его Пожоньского дворца, в 1912 году. До 1871 года находилась у парижского антиквара Моро.
Франча был не только замечательным художником, но и известным ювелиром. Эти два занятия часто сочетались у художников эпохи кватроченто. Ювелирное мастерство, требующее тонкой детальной разработки форм, повлияло на все творчество Франчи; детализирующая манера письма характерна как для ранних, так и для поздних его произведений. Однако в самом конце жизни Франча создал свое направление в живописи, свой живописный мир форм. Его обновившееся художественное зрение нашло выражение в маленьких, почти миниатюрных картинах. К ним относится и "Голгофа". Гармония красок, форм, композиция и вся манера исполнения этой картины свидетельствуют о том, что Франча понял, прочувствовал пленительные и совершенные сцены на открытом воздухе в произведениях Рафаэля. Художественно сливаясь с изображаемым, он смог выразить свою индивидуальность. В литературе, посвященной Франческо Франче, относительно мало места отводилось этой картине, как и вообще всем его поздним произведениям.
Одной из жемчужин последнего, незаслуженно обойденного периода его творчества является эта миниатюрная, чуть больше ладони картина. Ее позднее происхождение в творчестве Франчи подтверждается и своеобразным композиционным решением. Здесь уже нет той строгой геометрической симметрии, которая была характерна для его произведений, созданных в XV веке: композиция немного спадает в сторону святого Иоанна. Это более свободное построение картины уже таит в себе черты искусства чинквеченто.
http://gallerys.narod.ru/picture66.htm
|
|