http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=3438
Холст, масло. 176,5x106,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Сила воздействия Севера на Коровина была так велика, что впечатления, полученные им во время путешествия, продолжали держать в плену художника и на родине. Об этом говорит большое полотно Гаммерфест. Северное сияние, выполненное уже по приезде в Москву. На большом вытянутом по вертикали холсте Коровин изобразил канал в северном норвежском городке. На темном небе загораются перламутровые полосы северного сияния, освещающие воду с рыбачьими лодками. Отблески света переливаются, мерцают. Лиловатые, голубоватые, жемчужно-серые, розовые, они дрожат на воде, перекликаясь с отражениями фонарей, которые зажжены вдали, едва заметно скользят по стенам домов, обступивших канал, и гаснут в тенях, где сгущаются дымчатые оттенки, передающие сырой туманный воздух, который как бы кисеей окутывает предметы. Под лучами северного сияния простой рыбачий городок превращается в необычное волшебное видение.
Воздушность и пространственность этого произведения удивительны. В то же время они достигнуты только живописной передачей световоздушной среды. Коровин не стремится к композиционной глубине, а, напротив, усиливает плоскостность. Так, преобладающие вертикали мачт, домов, лучей северного сияния заставляют глаз скользить по поверхности холста, не уводя его вглубь. Эта плоскостность подчиняет произведения стене и тем самым приближает его по характеру к панно. Причем в этом подчеркивании плоскостности можно усмотреть и влияние стиля модерн.
http://kkorovin.ru/biograf4.php
|
|