Главная   Фонд   Концепция   Тексты Д.Андреева   Биография   Работы   Вопросы   Религия   Общество   Политика   Темы   Библиотека   Музыка   Видео   Живопись   Фото   Ссылки  
  << Пред   След >>     Поиск

Скалы. Скалы в Амальфи


Загрузить в полном масштабе 1280x960, 370k

Жан-Батист-Камиль Коро
Скалы. Скалы в Амальфи  [1828]

Холст, масло. 39х57,2 см.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.(Бывшее собр. барона фон дер Хейдта, Берлин(?))http://www.rasiel.com/do/corot1.html

Мотив скал нечасто встречается в искусстве Коро, обычно вызывающем в сознании образ какой-то расплывчатой, туманной, подернутой флером среды. Между тем этот мотив привлек художника с самых ранних его шагов в искусстве. Уже тогда романтический культ дикой "вечной" природы нашел в Коро искреннего адепта. Он обратился к "скальной" тематике еще в середине 1820-х годов, в изображениях леса Фонтенбло. Приехав вскоре в Италию, молодой художник был покорен скалами Эртрурии, суровыми окрестностями Чивита Кастеллана и замка Сант Элиа.

Лето 1828 г. Коро провел в Неаполе, совершая вылазки в его окрестности, взбирался на Везувий, побывал на Капри и на острове Иския. Робо, биограф художника, говоря о его поездке в Неаполь и окрестности, замечает, что он "отмечал свой маршрут то рисунком, то картиной". По-видимому, именно тогда были написаны "Скалы", необычный для Коро пейзаж, не имеющий прямых аналогий в его живописи. Вообще морские берега редко вызывали у художника желание запечатлеть их. Впрочем, картина не производит впечатление натурного этюда и могла быть исполнена позднее. Известно, что в Салон 1837 г. Коро послал "Вид Искии", однако даже Робо не мог идентифицировать эту картину.

Красные шапочки на мужчинах у входа в грот, характерная примета костюма неаполитанских рыбаков, помогают неаполитанской "привязке" картины, а особенности пейзажа позволяют еще более ее уточнить. Можно предположить, что здесь изображен берег Искии, острова вулканического происхождения, где греческие колонисты осели еще в VIII веке до н.э. или какой-то другой пейзаж в окрестностях Неаполя. Старинный облик величественного побережья, когда архитектура, не способная спорить с природой, уступает ей и почти сливается со склоном, к которому лепится, привлек художника с той же силой, с какой притягивали его античные руины Рима и нетронутые человеком уголки Римской Кампаньи. Что картина лишена свежести многих пейзажей Коро того времени, можно объяснить желанием художника точнее запечатлеть своеобразие места: общий колорит "Скал" определен природным серовато-желтым цветом островного камня.

Старая карандашная надпись на подрамнике Baron von der Heydt позволяет предположить, что картина когда-то принадлежала Августу фон дер Хейдту (1851-1929), знаменитому коллекционеру новой живописи, основателю Музея фон дер Хейдта в Вуппертале. Однако последнее местонахождение картины в Германии остается неизвестным.

По материалам книги: А.Костеневич "Неведомые шедевры. Французская живопись XIX-XX веков из частных собраний Германии", Издательство "Харри Н.Абрамс", Нью-Йорк- Санкт-Петербург, 1995 г.
http://impressionnisme.narod.ru/COROT/corot46_about.htm