260x389 см.
Холст, масло. Эрмитаж.
Скрипач отчетливо напоминает памятник. Поза музыканта точна во всех деталях — добиться этого Матиссу было несложно, потому что он сам неплохо играл на скрипке. Достижение цветовой гармонии — вот главная задача, которую блистательно решает Матисс в этой работе. Яркий пунцовый цвет здесь прекрасно сбалансирован с синим и зеленым. Фигуры персонажей обведены черным контуром, заполненным впоследствии краской. Они выглядят плоскими, предвещая будущие композиции художника, вырезанные из цветной бумаги. Поначалу Матисс изобразил мужские фигуры с гениталиями, но в финале работы над картиной убрал последние — вероятно, по желанию заказчика.
Эта работу (как и парную к ней – «Танец») в 1909 году заказал Матиссу русский промышленник и коллекционер Сергей Иванович Щукин, попросив изобразить в аллегорической форме музыку и танец. Матисс поставил себе целью свести эти образы к элементарным формам. Но-в динамике -парные картины разнятся. Если герои «Танца» стремятся вырваться за пределы полотна, то персонажи «Музыки», напротив, выглядят удивительно статичными. Композиция наполнена покоем и прекрасно сбалансирована.
Вместо мужчин тут действуют «эмблемы» мужчин, превращающие героев в «близнецов-братьев». Это работает на создание цельности произведения, не разваливающегося на, условно говоря, уникальные формы. Три персонажа справа сидят, подогнув колени, что делает их чем-то похожими на нотные знаки. Если это так, то фигура скрипача исполняет роль нотного ключа. Впрочем, это всего лишь версия – сам Матисс эту свою работу расшифровывать не захотел.
http://anrimatiss.ru/pict/
|
|