Холст, масло. 85 X 117 см.
Сельская Англия с живописными холмами и речками, сочной растительностью, с ее трудовым населением и патриархальным бытом — излюбленная тема многочисленных картин Джорджа Морленда, выдающегося английского пейзажиста, жанриста и анималиста конца XVIII века. Это был период, когда в результате промышленного переворота менялся устоявшийся жизненный уклад Англии, когда многие деятели литературы и искусства нередко обращались к темам из жизни английской деревни, окрашивая в идиллические тона уходящие в прошлое формы существования.
Морленд был одним из самых ярких выразителей этого сентиментально-романтического направления в английской живописи. Уроженец Лондона, художник с юных лет предпочитал работать вне пределов большого города, любовно изображая деревенскую природу и поселян. На небольших холстах, реже—на деревянных досках, писал он темные леса и освещенные солнцем поляны, серебристые ручьи, с переброшенными через них горбатыми мостиками, хижины и деревенские трактиры, крестьян, занятых повседневным трудом или наслаждающихся отдыхом.
В одном из своих лучших произведений—«Приближение грозы»—художник использует различные средства выразительности. Особенно удачна композиция картины. Спокойная группа переднего плана противопоставлена взволнованной природе, охваченной порывистым движением. Этот контраст Морленд подчеркивает и живописными приемами: широкие удары кисти лепят фигуры; дробные, мелкие мазки динамично передают трепещущую листву и бегущие по небу облака.
«Приближение грозы» принадлежит к числу редких у Морленда больших и тщательно проработанных картин; художник, обычно работавший в спешке, писал свои эскизы на холстах очень небольшого размера и часто не успевал их закончить.
Конец 1780 — начало 1790-х годов, когда была написана эрмитажная картина,— период создания лучших произведений художника, который работал всего двадцать лет и умер в расцвете творческих сил.
Картина «Приближение грозы» поступила в Эрмитаж в 1919 году из собрания Ферзен.
http://www.kulturamira.ru/txt/40morland.shtml
|
|