Фреска. Ширина 660 см.
Станца д'Элиодоро, Ватиканский дворец.
Фреска "Изведение Святого Апостола Петра из темницы" разделена темными колоннами на 3 части. В центре – сцена в темнице. Сияющий Ангел касается рукой спящего Апостола, прикованного цепями к двум стражникам, которые заснули на своем посту. Чудесный сон сморил их в стоячем положении, хотя кара заснувшему часовому – смерть. Ничего не может пробудить их, ни слепящее сияние, исходящее от Ангела, ни грохот падающих на каменный пол цепей, ни шаги освободженных узников.
Левая сторона фрески изображает сцену на ступеньках тюрьмы – стражники, охранявшие двери темницы, закаленные римские воины, в панике бегут от сверхъестественного света. И хотя командир пытается остановить их, призвать к порядку и выполнению долга, грозит неминуемой страшной карой, ужас толкает их прочь от этого страшного места, забыты железная воинская дисциплина, долг перед империей...
Враво, в противоположную от римских солдат сторону, Ангел выводит узников, мимо спящих на ступеньках стражников. Апостол Петр недоуменно, как во сне следует за Небесным Провожатым, и не может он постигнуть – явь ли то, сон ли, видение. Следуя традиции Раннего Возроджения, как и на картинах Боттичелли, Рафаэль изображает Ангела в виде молодого прекрасного юноши, в свободных одеяниях, с длиннными светлыми волнистыми волосами. От всей фигуры Посланца веет силой и мощью. Гармонично развитая мускулистая фигура Ангела в огненном ореоле выделяется среди других персонажей фрески – солдат, узников.
В фреске "Изведение апостола Петра из темницы" – торжество света над мраком могло быть воспринято как надежда на освобождение от "варваров". Недаром о фресках Рафаэля было сказано,
В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом.
Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра, – тогда были дни опресноков, – и, задержав его, посадил в темницу, и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу.
Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу.
Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу.
И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. [Ангел], толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его.
И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною.
[Петр] вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение.
Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним.
Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский.
И, осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились.
Когда же Петр постучался у ворот, то вышла послушать служанка, именем Рода, и, узнав голос Петра, от радости не отворила ворот, но, вбежав, объявила, что Петр стоит у ворот.
А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его.
Между тем Петр продолжал стучать. Когда же отворили, то увидели его и изумились.
Он же, дав знак рукою, чтобы молчали, рассказал им, как Господь вывел его из темницы, и сказал: уведомьте о сем Иакова и братьев. Потом, выйдя, пошел в другое место.
По наступлении дня между воинами сделалась большая тревога о том, что сделалось с Петром.
Ирод же, поискав его и не найдя, судил стражей и велел казнить их. Потом он отправился из Иудеи в Кесарию и [там] оставался.
Деяния Святых Апостолов 12:1-19
Вазари писал: "Рафаэль может похвастаться тем, что в выдумке любых историй никогда никто не обладал большей находчивостью, ясностью и убедительностью, чем он.
http://www.rafaelsanti.ru/txt/5fres1.shtml
|
|