Лувр.
Портреты составляют лишь небольшую часть творческого наследия Джованни Беллини. Но, несмотря на "неплодовитость" в этом жанре, он всегда считался одним из лучших портретистов своего времени. Самый ранний из датированных портретов Беллини относится к 1474 году, а большинство из дошедших до нас портретов было написано в 80-х и 90-х годах XV столетия. В конце жизни художник портретов почти не писал. Но, тем не менее, именно в этот период (в 1501-04 годах) из-под его кисти вышел один из самых знаменитых его портретов, "Портрет дожа Лоредана".
Почти все портреты Беллини выдержаны в одном формате. Характерным примером работы мастера в этом жанре может служить "Портрет молодого человека". Любопытно, что художник никогда не создавал женских портретов – только мужские. И при этом – только поясные. Голова позирующего всегда повернута немного влево. Фон на портретах, как правило, однороден, и лишь иногда, как в "Портрете молодого человека", художник изображал на заднем плане облака или пейзаж. Ученым удалось идентифицировать лишь немногих из изображенных на портретах Беллини людей. Сомнений нет в одном – все портретируемые принадлежали к знатным и богатым венецианским семьям. Согласно Вазари, Беллини "первым ввел обычай, по которому любой венецианец мог заказать свой портрет ему или любому другому художнику".
http://www.artprojekt.ru/Gallery/Bellinus/Bel09.html
Джованни портретов не любил и писал их мало. В композиционном решении портрета художник находился под большим влиянием Мантеньи, которого хорошо знал, так как тот приходился ему шурином. Мантенья одним из первых в итальянской живописи повернул изображение в три четверти, как это делали голландские мастера.
Маленький «Мужской портрет», написанный в 1475 году, в коллекции Лувра с 1902 года. Эта работа вобрала в себя все живописные новшества, к которым приобщился художник. Мужчина обращен к нам в три четверти, но в нем нет скульптурной жесткости, характерной для портретов Мантеньи.
Четкая и объемная моделировка форм, благодаря использованию масляной техники живописи, выглядит более мягкой и плавной. Фоном для силуэта портрета служит небо с проплывающими облаками, что приносит ощущение некоторой интимности. В этом портрете мастер сделал большой шаг вперед в раскрытии произведениями живописи внутреннего мира человека.
Марфа Всеволодовна Замкова.
http://www.bibliotekar.ru/muzeumLuvr/16.htm
|
|