Кунстхалле, Киль, Германия.
Карлу Брюллову суждено было раскрыть свой чрезвычайный дар в "стране высоких вдохновений" – Италии, куда его направило Общество поощрения художников в 1822 году: именно здесь он блистательно оправдал все надежды, что подавал в юности. Живописец позволил себе лирические отступления – картины на жанровые сюжеты, которые, по суждению современного критика, несомненно, рождены счастливым случаем, подсмотрены в обыденной жизни этой страны, созданы под влиянием непосредственного впечатления. Это знаменитые "итальянские жанры", и первый из них – "Итальянское утро" – принес ему широкую известность.
Героиня картины, умывающаяся под струями фонтана, пронизанная солнечными лучами, воздушно-легкая от играющих на лице и груди рефлексов, воспринимается как олицетворение самого утра, утра восходящего нового дня, утра человеческой жизни.
Полотно покорило всех – итальянскую, а затем и русскую публику, членов Общества поощрения художников и, наконец, Александра I, которому картину Общество преподнесло в дар. Позже, в 1826 году, Николай I заказал К.П. Брюллову картину, которая была бы "под пару" предыдущей.
Мастер стремился развить образное сопоставление бытия природы и человека. На картине "Итальянский полдень" зрелая красота героини под стать налитой солнцечным светом и соками земли грозди винограда, которой она любуется. Зенит дня, зенит жизни природы, пора созревания плодов – зенит человеческой жизни.
Обе работы, "Итальянское утро" и "Итальянский полдень", находились в Зимнем дворце – в личных покоях императрицы Александры Фёдоровны, что не мешало художникам и публике видеть их. В "Дневнике" художника А.Н. Мокрицкого от 14 октября 1835 года повествуется, как он с А.Г. Венециановым посетили будуар императрицы для знакомства с этими живописными шедеврами.
http://ns.smr.ru/centre/win/pics/pic0272/main_pics.htm
|
|