Национальная галерея, Лондон.
В 1533 году, когда Гольбейн уже постоянно жил в Англии, им был написан один из его знаменитых двойных портретов, на котором изображены молодые посланцы Франции Жан де Дантевиль и Жорж де Сельва. Эта поразительная картина носит соответствующее название – Послы.
Молодые люди, одетые в необычайно тщательно написанные роскошные одежды, стоят возле стола с двумя полками, верхняя из них накрыта турецким ковром. На нем в беспорядке расставлены небесные сферы, приборы для астрономических наблюдений, лежат книги, музыкальные инструменты.
Все предметы выписаны чрезвычайно реалистично и играют роль символов союза искусства и науки, гармонии земли и неба. Однако вся эта аллегория прославляющего характера воспринимается совершенно иначе из-за какого-то предмета непонятной формы на первом плане. Если на него посмотреть справа, выбрав соответствующую точку, то мы увидим изображение черепа в особой технике живописи, называющееся «блуждающий анаморфоз черепа». Это, безусловно, знак смерти. Картина загадочна и торжественна прежде всего потому, что ощущение ирреальности в ней передано через тщательно написанные реальные предметы. Реальность находится рядом с иллюзией, они легко меняются местами. Таким способом художник подчеркивал мысль о бренности власти и богатства. В этой работе явно чувствуется влияние Эразма Роттердамского и Томаса Мора, с которыми был дружен художник.
Марфа Всеволодовна Замкова.
http://www.bibliotekar.ru/muzeumLondon/16.htm
|
|