О Талии Гварино пишет следующее: "Талия открыла часть земледелия, а именно посев, на что указывает и ее имя, означающее цветение; следовательно, она должна держать в руках саженцы различных деревьев, а платье ее должно быть украшено цветами и листьями". В конце своих указаний относительно изображения муз Гварино дает сжатые фразы, написанные гекзаметром, по одной строчке для каждой музы. О Талии он пишет: "Plantandi leges per me novere coloni" (Я научила вас засевать землю). Будапештская картина полностью соответствует этому указанию. В правой руке женщина держит саженец, на ее плаще из брокага – цветы и листья, а раскрывающиеся лилии и колосья пшеницы указывают на ее имя; и, наконец, на подножии трона – строчка, написанная гекзаметром. Итак, не вызывает сомнения, что на будапештской картине изображена не Церера, а Талия.
С программными указаниями из письма Гварино могут быть связаны и лондонская картина Туры с изображением аллегорической женской фигуры, и две флорентийские картины из коллекции Строцци, которые предположительно связывают с именем Макканьино, и берлинская картина "Осень", приписываемая Косее, и наконец, миланская картина неизвестного феррарского художника, изображающая музу танца.
Феррара славилась своим сельским хозяйством, именно поэтому Талия на будапештской картине прославляет земледелие, свидетельствуя о том, насколько заказчики – герцоги д'Эсте -считали его важным.
В одном сохранившемся отчете сообщается, что в 1449 году художники уже работали над созданием серии муз и что Макканьино к тому времени закончил две из них. Далее описываются и восхваляются эти две картины и указывается, что они примечательны изображенным на них изобилием жемчуга. Это же можно сказать и о картине Паннонио, поскольку и на ней имеется множество всяких украшений, которые почти затмевают архитектурность трона, превращая его в огромное ювелирное изделие. Вскоре после написания этого отсчета герцог Лионелло д'Эсте умер, и работы по созданию серии муз прекратились. Позднее, в 1459-1463 годах, Тура снова начал работать над этим циклом. По-видимому, картина Микеле да Паннонио была написана немного раньше.
Хотя будапештская картина совпадает с программным описанием Гварино, мы все же не можем быть вполне уверены, что она происходит из дворца Бельфиор, так как программа, данная Гварино, могла быть использована для другой серии и для другого места, хотя и для феррарских герцогов. Одеяние Талии напоминает одежду беременной женщины, видимо, это символизирует плодородие земли.
http://gallerys.narod.ru/picture60.htm
|
|