Главная   Фонд   Концепция   Тексты Д.Андреева   Биография   Работы   Вопросы   Религия   Общество   Политика   Темы   Библиотека   Музыка   Видео   Живопись   Фото   Ссылки  
  << Пред   След >>     Поиск

Тиберий Гракх


Загрузить в полном масштабе 995x2151, 315k

Ученик Луки Синьорелли и Мастер Гризельды
Тиберий Гракх  [1495-1500]

Ученик Луки Синьорелли (Лука Синьорелли, 1441? 1523) умбрийско-тосканская школа и Мастер Гризельды (конец XV века), сиенская школа.

Будапешт, Музей изобразительных искусств, инв. № 64. Тополь, темпера и масло, 107 х 51,5 см. Приобретена из коллекции Эстерхази в 1870 году.

По всей вероятности, эта доска относилась к циклу картин, украшавших какой-нибудь парадный зал. Из всего цикла сохранилось (вместе с будапештской) семь картин, они находятся в различных европейских и американских коллекциях, остальные картины этого цикла, видимо, погибли.

На будапештской картине изображен Тиберий Гракх – отец известных в древнеримской истории братьев Тиберия и Гая Гракхов. Их мать Корнелия, она изображена на заднем плане картины, была дочерью Сципиона победителя Ганнибала. Согласно легенде, записанной Валерием Максимом и Плутархом, Тиберий-отец однажды нашел у себя в постели двух змей, самца и самку. Это сочли злым предзнаменованием и объяснили следующим образом: если Гракх убьет самца, то накличет смерть на себя, а если самку – то на свою жену. Тиберий очень любил свою жену, от которой у него было 12 детей, поэтому он убил самца и действительно вскоре умер. Так образ Тиберия Гракха стал символом супружеской верности и самопожертвования. Убийство змеи фигурирует и в церковной иконографии как атрибут добродетельного деяния. Тиберий стоит на постаменте как "живая статуя" – олицетворение супружеской добродетели. Сама история раскрывается в трех сценах на заднем плане. Слева изображен переполох из-за найденных змей и последовавшее убийство самца, а справа Тиберий и Корнелия обращаются за предсказанием к установленной на высокой колонне статуе Аполлона. Укрепленная на постаменте табличка с надписью содержит имя героя и указание на его историю, а в двух последних строках заключается высказывание, намекающее на эмансипацию художника: "не слетит к водам Стикса супружеская любовь, но, благодаря художнику, вечно пребудет с женою" (Татраи, 1979). В руках у херувимов, держащих табличку, – лунные серпы; такой серп изображен и на гербе сиенской семьи Пикколомини.

Та же система (основная фигура, поднятая до аллегории, новеллистический способ изображения заднего плана, постамент с табличкой, лунные серпы) видна еще на четырех картинах этого цикла, изображающих Сципиона Африканского, Клавдию Квинту, Сульпицию и Александра Македонского.

Вилмош Татраи пришел к выводу, что тематика всего цикла связана с заключением брака, ведь наиболее важные поступки всех героев или хотя бы их интерпретация выделяют достославные добродетели мужа и жены. По мнению Татраи, такая свадьба состоялась в 1493 году. Она была двойной: брак заключили Антонио и Джулио Спаннокки, принадлежавшие к богатой сиенской семье банкиров; один из них взял жену из Сиены, другой – из Рима. Это бракосочетание праздновалось с чрезвычайной пышностью, о нем упоминается даже в более поздних письменных источниках столетия. По весьма вероятному предположению, эти картины украшали один из залов Палаццо Спаннокки. Семья эта была удостоена высокой чести: права носить фамилию семьи Пикколомини, из которой происходил римский папа, – это дает объяснение геральдическому намеку в его картинах.
http://gallerys.narod.ru/picture48.htm