Будапешт, Музей изобразительных искусств, инв. № 51.799.
Холст, масло, 66,5 х 54,5 см.
Поступила в 1951 году из будапештской коллекции Мора Липота Херцога.
Установлено, что картина была обрезана со всех сторон. Как предполагают, причиной этого было очень плохое состояние ее краев. По всей вероятности, по этой же причине картина, написанная первоначально на дереве, была перенесена на холст. Такой тип композиции на эту тему сложился в середине XV столетия, в первую очередь в форме так называемой "Imago Pietatis". Первую подобную композицию создал Донателло на центральной картине бронзового алтаря в Падуе. Спаситель изображен сидящим в саркофаге, на его теле следы ран от распятия и надругательств. В таких композициях часто изображались и два ангела. Мы видим не мертвого Христа, на нас смотрит его живое лицо. Таким образом, в произведении выражается также и идея воскресения.
Художественное наследие Джованни Санти еще не полностью изучено. Сохранилось всего несколько картин этого мастера, который был более известен как хронист. Первая его датированная картина относится к 1481 году. В решении нескольких деталей будапештское полотно стоит ближе всего к алтарной картине Джованни Санти, написанной в 1489 году (Урбино, Картинная галерея, и Пьен ди Мелето, собрание Монтефьорино), и к миланской картине "Благовещение" (Галерея Брера), написанной около 1490 года.
Обращает на себя внимание еще один особенно интересный момент: сидящая на груди Христа муха. Она написана с таким мастерством, что своей натуральностью часто вводит в заблуждение зрителей. Как утверждает Андор Пиглер, изображение этой мухи должно было как магический талисман отпугивать живых мух, пачкающих картину. Как предполагают, этот обычай изображать мух исходил из Нидерландов и был особенно распространен в 1450-1515 годы. Изображение мух встречается позднее, но уже скорее ради иллюзорного воздействия.
http://gallerys.narod.ru/picture51.htm
|
|