Главная   Фонд   Концепция   Тексты Д.Андреева   Биография   Работы   Вопросы   Религия   Общество   Политика   Темы   Библиотека   Музыка   Видео   Живопись   Фото   Ссылки  
  << Пред   След >>     Поиск

Портрет сэра Томаса Чалонера


Загрузить в полном масштабе 1000x1297, 74k

Антонис-Ван Дейк
Портрет сэра Томаса Чалонера  [ок. 1630]

Холст, масло, 104x81,5
Государственный Эрмитаж.

Ван Дейк был одним из крупнейших портретистов XVII столетия, богатого великими мастерами портрета. Одареннейший ученик Рубенса не хотел "быть вторым", предпочитая работать там и в той области, где ему приходилось соперничать со своим великим учителем.

Ван Дейк не обладал ни силой, ни разносторонностью Рубенса, но отличался тонкой и нервной восприимчивостью, владел безупречным мастерством. Это помогло ему стать популярнейшим художником столетия; его известность была всемирной, его клиентура – огромной. Поскольку художник не мог сам справиться с лавиной заказов, он вынужден был прибегать к помощи учеников. Это, естественно, снижало уровень его искусства, что особенно ощутимо в поздний, английский период его творчества. Однако и тогда Ван Дейк порою создавал шедевры.

Портрет Чалонера принадлежит к лучшим работам этих лет. Сэр Томас Чалонер был отнюдь не заурядной фигурой в Англии XVII века. Активный противник королевской власти, член так называемого "Долгого парламента", он в 1648 году стал одним из тех, кто поставил свою подпись под смертным приговором Карлу I. На портрете Ван Дейка Чалонер, показывая пальцем левой руки на эфес шпаги, как бы заявляет о решении в случае необходимости оружием отстаивать свои убеждения. Во всей фигуре этого невысокого худощавого человека ощущается энергия. Портретируемый помещен на нейтральном фоне; сдержанные серые, синие, коричневые тона заставляют зрителя сосредоточить внимание на его лице. Мы видим его растрепанные волосы, покрасневшие веки, мешки под глазами. Это лицо человека, которому ведомы страсти и болезни. Портрет Томаса Чалонера – прекрасный пример того, как Ван Дейк умел объединить в человеке индивидуальное и общественное.
http://gallerys.narod.ru/picture16.htm