Холст, масло.
64.0 x 54.0 см. F 443, JH 1548.
Пасадена, шт. Калифорния, США. Художественный Музей Нортона Саймона.
Плодотворный Арльзкий период художника отмечен такой выдающейся работой, как Портрет Пасьянс Эскалиер, который являет собой поворотный момент в творчестве художника. Мейер Шапиро пишет об этой картине так:
... я бы даже назвал полотно последним реалистичным портретом крестьянина, исполненным в традициях западноевропейского изобразительного искусства. Не исключено, что это вообще единственный выдающийся портрет сельского жителя.
В некотором смысле, эта работа вобрала в себя лучшие проявления огромного разнообразия работ Ван Гога. Винсент никогда не переставал ощущать духовного родства с простым тружеником. Об этом ясно свидетельствуют многие из его нуэненских полотен и набросков, а так же исполненные им копии работ Жана Франсуа Милле, который, в свою очередь, тоже с удовольствием избирал своими сюжетами крестьян. Выбор пал на Пасьянс Эскалиер не случайно: на протяжении всей своей художественной карьеры Ван Гог питал искреннюю привязанность к настоящей крестьянской породе. И все же, если говорить о стиле художника, эта картина свидетельствует о резкой смене тенденций в творчестве автора со времен Нуэнена и, более того, она кардинально отличается от работ, написанных Ван Гогом всего за несколько месяцев до этого. Портрет Пасьянс Эскалиер во многом является поворотным этапом творческой карьеры Ван Гога.
В письме к Тео (520) Ван Гог отзывается о своей работе так: “…Я снова приблизился к тому взгляду на вещи, какой был мне близок до знакомства с импрессионистами”. Винсент рассказывает брату об этой картине в своем письме и, что знаменательно, он особенно подчеркивает, что его взгляд на живопись постепенно возвращается к периоду предшествующему его приезду в Париж. За те два года, что Винсент прожил с братом в Париже, он познакомился с огромным числом выдающихся художников тех времен: Гоген, Лотрек, Писсаро и Сьера – вот лишь немногие из них. Стиль этих авторов и их нестандартные свежие идеи повлияли на формирование индивидуальной техники живописи Винсента. И все же, необходимо отметить следующее: в письме 520 сам Ван Гог говорит о том, что он возвращается к своему более раннему подходу в искусстве и, в тоже самое время, выходит за рамки того, чему он сумел научиться у импрессионистов. Ван Гог эволюционирует, обретая новый неповторимый стиль, такой притягательный и свойственный ему одному.
Винсент смело и нетрадиционно экспериментирует с цветом на полотне Портрет Пасьянс Эскалиер. В письме к Эмилю Бернарду (Б15) Винсент рассказывает:
“И вновь цветовая палитра картины наводит на мысль о полуденном зное, какой бывает в середине лета. Без этих красок картина смотрелась бы совершенно иначе.” Ян Хульскер пишет:
Хотя портрет Пасьянс Эскалиер – несомненно, выдающаяся и наудивление яркая картина, она не в полной мере создает то впечатление жары и ослепительного солнечного света, которое подразумевается в описании Винсента. Наиболее сильный эффект создается не красным и оранжевым оттенками лица пастуха, а, скорее, благодаря ярко-желтой соломенной шляпе на фоне темно-синего неба. И лишь несколько недель спустя, когда старый крестьянин согласился позировать для второго портрета (F 444 от 29 августа), Винсенту действительно удалось добиться задуманного «преувеличения».
В то время как Хульскер совершено прав в своем утверждении, что Ван Гогу с наибольшим успехом удалось воплотить задуманное именно во втором портрете, первый портрет, все-таки, является одной из наиболее важных картин среди всего написанного художником.
http://www.vggallery.com/international/russian/paintings/p_0443.htm
|
|