Угольный карандаш и пастель на веленевой бумаге кремового цвета
40 x 24.5 cm.F 954, JH 287.
Вустер, Массачусетс: Вустерский Художественный Музей.
В конце 1882 года Винсент Ван Гог начал рисовать серию штудий на тему «люди из приюта» (разговорный термин, принятый для обозначения ветеранов Голландской Войны). В то время Винсент проживал в Гааге, рисунок же помогал ему постоянно оттачивать свое, находящееся в непрерывном развитии, мастерство. Вдохновленный сравнительной серией Люди и лица, опубликованной в английском иллюстрированном журнале Графика, Ван Гог создал тридцать семь рисунков пожилых людей из приюта.
На представленном здесь рисунке изображен Адриан Якоб Зюйдерланд из Голландского Дома Призрения Реформистской Церкви в Гааге. В.Я.А. Виссер обратил внимание на то, что на рукаве пальто человека на рисунке имеется регистрационный номер, три стилизованные цифры «199». А далее, благодаря архивам дома престарелых, была установлена личность Зюйдерланда.
Дэвид Эктон, Куратор Отделения гравюр, рисунков и фотографий Вустерского Художественного Музея, комментирует открытие Виссера так: . . . Используя этот номер, Виссер установил имя модели. Им оказался семидесяти-двух – летний Адриан Якоб Зюйдерланд, пенсионер, поступивший в дом призрения 6 июля 1876 года. Уроженец Гааги, он участвовал в боях Десятидневной Голландской военной Кампании 1830 года против Бельгии, – восстании, приведшем шестью годами позже к разделению этих двух стран и обретению ими независимости. За боевые заслуги Зюйдерланд был награжден Металлическим крестом – наградой, которую он гордо демонстрирует на лацкане своего пальто.
Незадолго до рождества 1882 года Винсент Ван Гог пишет брату Тео, говоря о своей теплой и искренней привязанности к господину Зюйдерланду: Теперь я пишу два крупноплановых портрета одного пожилого человека из работного дома. У него раскидистая борода и старомодный поношенный цилиндр. Лицо его морщинисто и проницательно, такое хочется видеть рядом у уютного рождественского камина.
Комментарии Ван Гога наводят на мысль, что Зюйдерланд был ему симпатичен не только своим характером, но и грубоватым обликом, типичным для всей серии портретов стариков Ван Гога. Винсент нарисует Зюйдерланда целых шесть раз: четыре портрета в парадном одеянии, а так же два в одежде рыбака.
Ван Гогу нравилось работать с людьми из дома престарелых. Рисунки этой серии определенно свидетельствуют о заметном прогрессе Винсента, по сравнению с попытками предпринятыми, скажем, годом раньше. Настойчивый труд принес свои плоды, и его художественные навыки на самом деле становились более зрелыми. В начале 1883 года Ван Гог использует ту же самую тему – престарелых – но теперь они предстают уже в образе повидавших жизнь моряков. Он достигает желаемого эффекта с помощью потрепанной зюйдвестки и дождевика.
Приблизительно 21 января 1883 года Винсент рассказывает Тео: Хотя я часто пишу тебе с последнее время, я очень занят. Не могу выразить, как мне хочется поговорить с тобой о многих вещах. Завтра я забираю зюйдвестку для портретов. Это будут портреты рыбаков, молодых и старых – идея, которую я обдумываю уже давно. Я уже было написал один портрет, но не смог найти зюйдвестку. Теперь у меня есть своя собственная, такая старая, прошедшая через штормы и бури.
Ван Гог создал, по меньшей мере, восемь портретов рыбацкой серии. Сьяар Ван Хойгтен из Музея Ван Гога считает, что Адриан Якоб Зюйдерланд послужил моделью для двух портретов серии: /Рыбак в зюйдвестке с трубкой/ и /Рыбак в зюйдвестке с трубкой, сидящий/.
Винсент Ван Гог был страстным поклонником портретной живописи, и без устали рисовал людей, – как карандашом, так и маслом. С самого детства Винсент сопереживал бедным, и потому большая часть его работ посвящена именно людям, претерпевающим лишения. Обе серии рисунков построены на ярком контрасте: с одной стороны – грубоватая реалистичность умудренных жизненными перепитиями лиц, с другой – симпатия и сострадание, смягчающие грубость сюжета.
Ван Гог писал о своей теплой привязанности к Адриану Якобу Зюйдерланду. Вероятно, Винсент чувствовал то же сострадание к большинству своих моделей. И хотя к тому времени, когда был создан портрет Зюйдерланда, религиозное рвение Винсента почти угасло, можно предположить, что его рукой водили слова Библии, которые звучат примерно так: Блаженны скорбящие, блаженны страждущие что возрадуются, блаженны чистые сердцем, ибо они узреют Господа. Блаженны те, что обретают на своем пути любовь, и те, кто соединены Богом, ибо для них все складывается к лучшему. http://www.vggallery.com/international/russian/drawings/p_0954.htm