Главная   Фонд   Концепция   Тексты Д.Андреева   Биография   Работы   Вопросы   Религия   Общество   Политика   Темы   Библиотека   Музыка   Видео   Живопись   Фото   Ссылки  
  << Пред   След >>     Поиск

Девушка с агавой


Загрузить в полном масштабе 679x1000, 206k

Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов
Девушка с агавой  [1897]

Холст, масло. 97.5x67 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
http://www.art-catalog.ru

Гофман так описывает картины.
«Летом 1897 года Борисов-Мусатов исполняет этюды к Maternite. Большинство из них – Девушка с агавой, Дама в качалке, Агава, В парке – хранится в Третьяковской галерее. Главным «героем» в них является солнце, ослепительное, яркое, – солнце как источник жизни… Лучшая работа лета 1897 года – этюд Агава. В нем нашли блестящее претворение уроки Парижа. Это произведение художника, уже прекрасно владеющего методом и техникой импрессионистической живописи и одновременно хорошо знакомого с открытиями постимпрессионизма. Оно исполнено живо, смело, артистично». Мне кажется, фамилия обязывает автора к более основательному суждению. Это мастерские, но простые по замыслу картины. В Девушке с агавой несколько персонажей: на зеленом лугу с обильной травой на пне стоит глиняный горшок с высоким комнатным растением – агавой. Вьющееся растение, похожее на лиану. Впереди девушка по пояс в белом закрытом платье: голова опущена, смотрит в землю, уголки губ вниз. Общее впечатление от лица печали и сосредоточенной задумчивости. У нее черные, собранные сзади в пучок волосы. На лице чуть заметные, а в волосах очень сильные синие рефлексы.

Идея картины легко просматривается в цветке. Нижние листья его уже высохли, сжались, пожелтели. Чуть выше – зеленые листья раскинулись широко в стороны, некоторые перегнулись. В центре – плотный пучок почти синих острых сочных листьев тянется вверх. Лиана предлагает помощь, опору, но синие листья помощь отвергают. Девушка в печали: какие-то надежды ее не оправдались, на душе горечь, взгляд устремлен вниз, но в голове уже рождается решимость преодолеть тягостное состояние.

В Агаве цветовые решения несколько иные, но смысл картины тот же. Нижние листья даны на ярком свету, центральный пучок листьев сочно зеленый. Фоном цветка служит разноцветная земля (желтоватая, зеленоватая с лиловым), переходящая вверху в синее – символ духовного неба. В него и устремлены зеленые стрелы растения. Дух, духовное в человеке – цель и опора его, стимул обновления. И сам человек, находящий опору в себе, как агава, от древнегреческого – «достойный удивления».
http://solsand.com/wiki/doku.php?id=borisov-musatov