Холст, масло. 98x98 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Из монографии Н.Мамонтовой.
Соединение "цветочного" и "чайного" натюрмортов со всеми их фактурными, цветовыми и световыми особенностями произошло в картине "Хризантемы" (1905). "Я давно уже подбирался к хризантемам, и хорошие экземпляры этого цветка ускорили появление картины", – писал Грабарь. Действительно, на полотне изображены роскошные золотые цветы, специально выбранные у известного московского торговца Ноева. В картине царит свет, по-разному воплощенный в каждом предмете, – в хрустале, от которого остались только грани, в мощно отражающих свет фарфоровых тарелках, в трепещущих в световом потоке лепестках цветов и в почти растворившейся в рефлексах скатерти, на которой разыгрывается весь этот праздник. За эту картину Грабарь получил от коллекционера Владимира Гиршмана такую сумму, какой еще не получал за свои произведения.
Из монографии Н.Егоровой.
Художник достиг полного понимания зависимости окраски и формы предмета от освещения и состояния атмосферы. Каждый уголок интерьера в картине "Хризантемы "(1905) проникнут лучами света, под воздействием которых холст превращается в драгоценную мерцающую поверхность. Все цвета тщательно разработаны. Желтые цветы изображены в естественном дневном освещении. Несколько акцентов синего, зеленого и желтого и все градации дополнительных тонов, созданные подвижными, энергичными мазками, составляют гармоничную красочную гамму. Правильно выбранные по силе и тону красочные мазки, тщательно и аккуратно нанесенные точными ударами кисти, моделируют рисунок, способствуя созданию впечатления целостности композиции, создавая атмосферу устойчивости и покоя. По мнению одного из критиков, в "Хризантемах" "манера разлагать краски достигает высокого поразительного синтеза".
|
|