335 x 550 cм.
Особенности стиля Перуджино уже полностью определились в большой фресковой композиции Передача ключей апостолу Петру (1481—1482, Рим, Ватикан, Сикстинская капелла), которая выделяется на фоне одновременно выполненных композиций Боттичелли и Гирландайо величавой гармонией своего строя, широтой залитого светом пространства, обобщенностью, спокойным равновесием, ясностью композиционного ритма, немногословностью и торжественностью. Всего около двух десятков свидетелей, заполняющих первый план, присутствуют при передаче Христом символичного ключа апостолу Петру. Как и в фресках Боттичелли и Гирландайо, среди них немало портретных изображений, не каждому из этих персонажей присуще ве личавое спокойствие, их позы естественны, жесты плавны и неторопливы.
Если современники Перуджино, работавшие в Сикстинской капелле предпочитали изобиловавшие деталями пейзажные фоны, то Перуджино создает идеальный, упорядоченный мир, где господствуют гармония, разум, совершенство, воплощенные в четком перспективном построении открывающейся за первым планом, выложенной большими плитами площади и в замыкающих эту перспективу трех великолепных архитектурных постройках — двух огромных, симметрично расположенных триумфальных арках, как бы воплощающих величие Истории, и занимающем центральное место шестигранном, увенчанном куполом, храме. Последний является одним из самых ярких воплощений идеи центрического «идеального храма», разработанной архитектурной теорией XV века. Передача ключей является лучшей работой Перуджино-монументалиста. К сожалению, не сохранились еще три выполненные им в Сикстинской капелле композиции — Рождество, Воспитание Марии, Нахождение Моисея — две из них были сбиты со стены, чтобы освободить место для Страшного Суда Микеланджело, третья погибла, когда внезапно частично обрушилась торцовая стена капеллы.
|
|