Холст, масло 119x97.
Из коллекции Эрмитажа – одно из лучших произведений художника. Христианскую легенду о блуднице, последовавшей за Христом, а после его смерти и чудесного воскресения удалившейся в пустыню, чтобы раскаянием и умерщвлением своей плоти заслужить прощение былых грехов, Тициан превратил в образ всепобеждающей силы любви.
Его Мария Магдалина – прежде всего прекрасная молодая женщина. Ее тело, едва прикрытое не столько одеждой, сколько пышными золотистыми волосами, полно неизбывной красоты. Само горе ее, безудержное и безграничное, кажется скорее скорбью по бесконечно дорогому человеку, чем раскаянием и чувством стыда. Ее не знающая границ любовь так же чиста, как стоящий рядом хрустальный сосуд, почти импрессионистически написанный художником одними бликами. А череп – мрачный символ смерти – как бы отделен от прекрасной героини лежащей перед ней книгой. Мрачный утес и наклоненное ветром дерево с едва тронутой осенним золотом листвой на вечернем, озаренным отблесками заката небе образуют пейзажный фон, усиливающий выразительность этого образа.
Картина поступила в Эрмитаж в середине XIX века из знаменитого собрания Барбериго – потомков одного из дожей Венеции, принадлежащего к древнейшему патрицианскому роду города-республики, в котором жил и работал Тициан. Это авторское повторение той самой картины, которую прославленный художник выполнил в 1561 году по заказу молодого испанского короля Филиппа II, стремившегося в своей новой столице, Мадриде, собрать лучшие произведения искусства.
Литература:
Альбом «Государственный Эрмитаж. Ленинград». Изд. «Изобразительное искусство». М. 1975
|
|