Холст на картоне, масло. 37.2x52.5 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
http://www.art-catalog.ru
Образ среднерусской зимы более задушевен, лиричен. В нем вполне очевидно Коровин вспоминал пейзажи своего первого учителя Саврасова. Приветлива интимная композиция Зимы, где все сосредоточено на переднем плане, замкнутом от остального пространства избой, а слева изгородью. Темное пятно деревенской лошадки, впряженной в сани, поставлено по зрительному центру. Здесь все так и пронизано уютом, обжитостью, настроением спокойно текущей человеческой жизни. Серебристо-серая гамма в этом произведении значительно светлее, чем в северных работах. Она лишена свинцовых тонов, сумрачных по своему звучанию, и передает воздух теплый и влажный, как бы исполненный предвестия весны; оттенки общей гаммы ложатся на предметы: на розоватые тряпки на заборе, желтые сани и малиновый хомут лошади. Цвета этих предметов в свою очередь разнообразят колорит. Присматриваясь к нему, обнаруживаешь и слегка охристые теплые тона, которые Коровин очень деликатно подмешал к серебристым оттенкам. Именно они в сочетании с пастозным рельефным мазком, передающим липкость снега, и создают специфику атмосферы этого произведения, столь отличной от атмосферы Зимы в Лапландии.
Говоря о работе Зимой, нельзя не подчеркнуть, что именно она стоит в преддверии таких важных для русской живописи явлений, как крестьянский цикл Серова и Март Левитана, созданных позднее. Но, несмотря на суровость, Север не безлюден. Во всех северных работах Коровин изображает или людей, или следы человеческой деятельности. И в Зиме в Лапландии, и в Мурманском береге художник изобразил селения, а в пейзаже Ручей Святого Трифона в Печенге (1894) зритель видит вытащенные из воды лодки и фигурку монаха возле одной из них.
http://kkorovin.ru/biograf3.php
|
|