Холст, масло. 59.7x37 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Картина "У балкона. Испанки Леонора и Ампара" – одна из лучших в творческом наследии Коровина. Удивительно гармоничная в своем неброском колористическом решении, естественная в композиционном построении, она не раз присутствовала на российских и международных выставках. Именно ею Коровин дебютировал как экспонент на XVII выставке Товарищества передвижных художественных выставок в Петербурге; одна из золотых медалей на Всемирной Парижской выставке 1900 года была получена именно за это небольшое произведение. И недаром эту картину у художника приобрел Савва Мамонтов.
По всей вероятности, работа была начата в Испании в 1888 году и заканчивалась в Москве в 1889. Художник оставил нам некоторые свидетельства, как она создавалась и какими были ее модели. Приехав в Испанию, Коровин захотел передать испанскую жизнь и людей без привычных романтических аксессуаров.
Из воспоминаний К.Коровина
Я спросил швейцара гостиницы, не может ли он мне найти модель – испанку. Через час он привел мне в комнату двух молодых девушек. Одна, Ампара – была в черной длинной мантилье с капюшоном; наряд другой – Леоноры – не такой жгучей брюнетки, был победнее: узкий корсаж и широкая черная юбка (Коровин напишет ее в картине в белой юбке). Войдя ко мне, они встали у окна моей комнаты и, застыдившись, глядели как-то вбок. Я попросил их остаться стоять в тех же позах. Достал краски и начал писать. Когда я стал писать их ноги, Леонора покраснела: у ней были худые, в заплатах башмаки. Окончив сеанс, я хотел дать девушкам денег. Они обе вспыхнули и отказались. Мы вместе вышли на улицу – девушки взяли меня под руки. Прохожие продолжали смотреть на меня. Оказалось: моя шляпа из России, с широкими полями, походила на головной убор матадора. Мы отправились с Ампарой и Леонорой на базар. У лавки, где в окне была выставлена обувь, я предложил Ампаре и Леоноре зайти. Полная женщина, хозяйка магазина, достала с окна женские ботинки, с высокими каблуками, щеголеватые. Леонора стала примерять башмаки и сказала: – Узки. Выбрали другие. Девушки сказали хозяйке, что я – русский. Полная женщина в удивлении хлопнула себя по коленям и, раскрыв рот, смотрела на меня. Потом побежала внутрь магазина и, вернувшись, подала мне завернутый в бумагу кусок пирога с вареньем – в подарок. "Как у нас", – подумал я. Мои натурщицы, желая меня развлечь, повели меня на торговую площадь, где стояли балаганы – такие же, как у нас в России под Новинском ... Мы вернулись в гостиницу. За обедом девушки не пили вина... ...Утром меня разбудили Ампара и Леонора. Они вошли не смущаясь, что я еще в постели. "Как все просто", – подумал я. ...Я весь день писал Ампару и Леонору. К обеду в гостиницу пришли Запатэр, Леонард (художники, с которыми познакомился Коровин) и еще шесть человек незнакомых. Все приветствовали меня, а выпив, уговаривали остаться жить у них в Валенсии. Снова вспоминалась Россия. После обеда, за которым было весело, Ампара и Леонора тоже пели и танцевали... Окончив картину и наброски для декораций, я собирался уезжать. Предложил деньги Ампаре и Леоноре. Они обе покраснели и не взяли денег. Тогда я снова пошел на базар и купил им большие шелковые китайские платки в узорах, с длинной бахромой. Они с восторгом надели их на себя, смотрелись в зеркало, ловко себя закрывали и танцевали, стуча каблуками.
Из монографии А.П.Гусаровой
В Испании художник начинает работать над картиной, которая вскоре приносит ему успех и славу,– "У балкона. Испанки Леонора и Ампара" (1888-1889). В ней нет театральной зрелищности, живопись ее скромна и изящна. Художник дорожит правдой впечатления, своим непосредственным и очень современным видением мира, оно чуть окрашено воспоминанием о старом испанском искусстве, сквозь призму которого пропущен современный и вместе с тем традиционный сюжет: девушки на балконе словно слушают серенаду. Здесь уместна ассоциация с одной из картин Э.Мане "Балкон", в свою очередь навеянной творчеством Гойи.
Главное очарование коровинской картины составляет "испанская" гармония колорита. Оттенки зеленого, розового, оранжевого приглушены и объединены черными и серыми красками, они словно просвечивают сквозь них.
www.art-catalog.ru
|
|