Холст, масло. 101x141 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Кустодиев с первых дней революции активно включился своим творчеством в ряды художников, принявших Октябрь.
Его холсты "Степан Разин", "Большевик", "Праздник II конгресса Коминтерна" и многие другие, написанные в первые годы Советской власти, сегодня считаются классикой. А его знаменитый "Большевик" по своей героической приподнятости и великолепной символике неповторим и, пожалуй, является одним из лучших пластических воплощений революции за все прошедшие годы.
"Большевик" – картина, украшающая сегодня экспозицию Третьяковской галереи. Одно из самых первых и, пожалуй, самых лучших полотен, рисующих нового хозяина Руси – народ, свершивший Великий Октябрь.
Композиция по состоянию пейзажа как бы продолжает "Февраль 17-го года". Зима, снег, солнце, синие тени.
Но насколько изменилось качество движения в картине: вместо стихийного порыва "Февраля" – чеканный шаг миллионной толпы, забившей до отказа улицы города.
Во главе народа, выше домов и звездных глав церквей – рабочий, несущий гигантский пунцовый стяг.
Фигура гиганта как бы вырастает из гущи народа, шаг его огромен, марш непобедим.
Победно звучат колера холста:
Трудно поверить, если глядеть на репродукцию картины, что это холст всего полутораметровой ширины: настолько монументален и симфоничен ритм произведения.
Сегодня трудно переоценить подвиг Кустодиева, создавшего полотно в тяжелом девятнадцатом году, в кольце блокады, в нужде и холоде...
Но кому-то это было либо непонятно, либо слишком мало. чтобы включить Кустодиева в обойму "наших" и "нужных" художников.
Тяжко больной живописец часто нуждался.
"Голод все продолжался, – вспоминает дочь художника Ирина Борисовна. – Мама у "мешочников" меняет вещи на конину, мороженую картошку, овес...
Вскоре папу посетил Горький и очень помог нам.
Папа стал получать пайки из Дома ученых. Когда у нас был Горький, он долго говорил с папой о его картинах, о том, что "сказал" ими в искусстве Кустодиев, чем ценны они для народа, истории. Когда Алексей Максимович ушел, папа, довольный, радостный, весь словно светящийся изнутри, заметил:
"Я и сам не знал, что я такой хороший, большой художник, как сказал мне Горький!.."
И.Долгополов. "Мастера и шедевры"
www.art-catalog.ru
|
|