Главная   Фонд   Концепция   Тексты Д.Андреева   Биография   Работы   Вопросы   Религия   Общество   Политика   Темы   Библиотека   Музыка   Видео   Живопись   Фото   Ссылки  
  << Пред   След >>     Поиск

Древняя крепость


Загрузить в полном масштабе 1000x496, 129k

Константин Федорович Богаевский
Древняя крепость  [1902]

Холст, масло. 99x193 см
Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского, Феодосия

В картинах 1900—1904 годов Богаевский выступал как вполне сложившийся художник, имеющий свое оригинальное творческое лицо. Прежде всего он нашел в крымском пейзаже самостоятельную историческую тему, которая разрабатывалась и варьировалась им затем в течение многих лет. Трактовка этой темы художником была также весьма своеобразна. Он не пытался воссоздавать конкретное историческое место, связанное с определенными событиями давних дней. Вживаясь в дух эпохи, Богаевский стремился в современном ему пейзаже почувствовать далекую историю и передать в художественном образе свое «переживание» прошлого.

По своему настроению картины Богаевского, написанные в этот период, были созвучны произведениям русских художников и писателей, в которых воскрешалась старина, жили ретроспективные мотивы. В частности одна из его работ — «Древняя крепость» (1902)—близка стихотворному образу А. А. Блока:

     На небе зарево. Глухая ночь мертва.
     Толпится вкруг меня лесных дерев громада,
     Но явственно доносится молва
     Далекого, неведомого града.
     Ты различишь домов тяжелый ряд,
     И башни и зубцы бойниц его суровых,
     И темные сады за камнями оград,
     И стены гордые твердынь многовековых.
     Так явственно из глубины веков
     Пытливый ум готовит к возрожденью
     Забытый гул погибших городов
     И бытия возвратное движенье .


В картине вдоль каменного прибрежного массива тянется стена средневекового сторожевого укрепления с окнами-бойницами и крепостными воротами. Все окутано мраком ночи. Лунный свет падает на крепостные строения, каменные тропы, сбегающие к воде, и на невысокие гребешки волн. Сгустившиеся сумерки настораживают. В картине формы видимого мира рождают представления о минувшей, уже не видимой нами жизни времен Одиссея и аргонавтов.