Главная   Фонд   Концепция   Тексты Д.Андреева   Биография   Работы   Вопросы   Религия   Общество   Политика   Темы   Библиотека   Музыка   Видео   Живопись   Фото   Ссылки  
  << Пред   След >>     Поиск

Жертвенники


Загрузить в полном масштабе 1000x835, 274k

Константин Федорович Богаевский
Жертвенники  [1907]

Холст, масло. 143,5x168,5 см
Ярославский художественный музей, Ярославль
www.art-catalog.ru

В стиле гобелена Богаевский пишет один из своих самых своеобразных пейзажей этого времени—«Жертвенники» (1907), подчиняя в нем отдельные элементы крымского ландшафта строгой системе композиционного построения и цветовых отношений. Его воображение переносит нас в «неведомую страну», где природа величественна и грандиозна. За высокими, стройными силуэтами сосен переднего плана изображен монолитный горный массив, заканчивающийся остроконечной пирамидальной вершиной. По склонам горы кое-где расположены тоненькие сосенки, повторяющие формы первоплановых деревьев, а очертание самого горного массива повторено в виднеющейся за ним небольшой горе с таким же пирамидальным верхом. С этих плоских вершин поднимаются в небо вертикальными свечками тонкие струйки дыма и сливаются с облаками.

Мы узнаем в несколько фантастическом пейзаже «Жертвенники» знакомое очертание стройных крымских сосен и каменного силуэта горы Тепе-Кермен с характерными для нее оголенными склонами и плоской столообразной вершиной, которая запечатлена на одной из натурных зарисовок художника. Стилизуя природные формы в картине и приводя ее цветовую гамму к задуманному условному колориту, Богаевский не теряет чувства меры во взаимодействии реального и условного. Но при всей близости к природе его пейзаж наполнен определенным символическим смыслом. Весь возвышенноромантический строй пейзажа выражает мечту художника о прекрасной, лучезарной стране, где окружение и чувства человека слиты в гармоничном единстве, где нет места мещанской прозе бытия, где все возвышенно и торжественно.

1906—1908 годы явились периодом, когда Богаевский особенно увлекался творчеством писателей-символистов—М. Метерлинка, А. Белого, В. Я. Брюсова, А. А. Блока, в самой поэзии которых его привлекали поэтические иносказания, знаменующие собой проявление чувства и мыслей человека. С символистами Богаевского сближало обращение в искусстве к жизни вселенной. Достижения науки того времени давали повод для размышлений о космосе, о первобытном состоянии Земли. Космическая тема звучала в поэзии А А Блока, В. Я. Брюсова, М. А. Волошина, в живописи Л С Бакста, Н. К. Рериха, М. К. Чюрлениса, которые создали замечательные произведения, вызывающие представление о грандиозности мироздания.

В произведениях Богаевского солнце, звезды, само небо и облака также служили символами трагедии или радости природы и выражали мысли автора о вечном торжестве бытия. Из воспоминании современников следует, что он уделял большое внимание научным открытиям астрономов, сам любил наблюдать звездное небо, движение планет. Рылов рассказывает о том, как они, встречаясь в Петербурге, «[...] любили переноситься в звездный мир, путешествовать с планеты на планету [...]». Жена Богаевского также упоминает об увлечении художника астрономией: «Он любил астрономию, знал звездное небо, как «свою землю». Часто наблюдал в телескоп (присланный и завещанный от Кандаурова) небесные светила» .