Холст, масло. 141x156 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
В стремлении Богаевского отойти от реального к более фантастическим образам и найти «другой мир, нездешний» заключалось его желание противопоставить серому мещанскому прозябанию нечто неизмеримо более значительное. И это можно расценить как подъем его творческих сил, рожденный протестом против житейской пошлости. В желании написать «большое, грандиозное, как бетховенская мелодия» заключалось нечто высокочеловеческое, гуманное. Художник жаждал создать произведение, способствующее совершенствованию человека, пробуждающее в нем порыв к прекрасному.
Характерной работой Богаевского этого периода является картина «Берег моря» (1907). Тема в ней остается прежней—это древняя Киммерия, безлюдная и пустынная. Но внутреннее содержание пейзажа заметно меняется. Тревожное, драматическое состояние природы, присущее более ранним работам художника, сменяется здесь покоем, который ощущается и в каменном плато со стеной сторожевого укрепления на вершине, и в невысоких морских волнах, и в светлом небе с плывущими облаками. Но это не успокоенность безмятежного бытия. Художник вносит в природу Крыма ноты торжественного звучания и наделяет романтически-приподнятый строй своего произведения оттенком величавости, грандиозности.
По краям холста он помещает высокие лиственные деревья. Они как бы определяют масштабность предметов и в то же время служат своеобразным декоративным приемом—кулисами, обозначающими развитие пространства в глубину пейзажа. Ощущение глубины создается и за счет чередования широких цветовых плоскостей зеленоватой воды, серо-лиловой земли и сине-голубого неба, которые располагаются ступенями от темного, насыщенного цвета к более светлому, облегченному. Небо Богаевский пишет удлиненным вертикальным и раздельным мазком. Облака наносит лессировками, более заглаженная манера письма в этом случае дает возможность передать их округлость, легкость и пушистость. Плотными слитными мазками художник лепит формы земляного покрова, синелиловым цветом теней он выделяет освещенные серо-розовые камни и скалы.
В картине «Берег моря» Богаевский в целом обобщенно решает землю, воду, небо, но дает своеобразное орнаментальное изображение кронам первоплановых деревьев, которые ажурным темным силуэтом выделяются на светлом фоне неба. Приглушенность колорита картины, четкость очертаний больших цветовых пятен, орнаментальность изображения отдельных деталей, своеобразная отделка фактуры красочного слоя делают картину похожей на гобелен.
|
|