Главная   Фонд   Концепция   Тексты Д.Андреева   Биография   Работы   Вопросы   Религия   Общество   Политика   Темы   Библиотека   Музыка   Видео   Живопись   Фото   Ссылки  
  << Пред   След >>     Поиск

Похищение Ганимеда


Загрузить в полном масштабе 336x768, 106k

Аллегри-Антонио Корреджо
Похищение Ганимеда  [1531]

Холст. 164 х 71. Музей истории искусства, Вена

Согласно древнегреческой легенде, Зевс, повелитель богов и смертных, восхищенный красотой сына царя Троса, юного Ганимеда, повелел похитить его, находя, что земля – недостойное место для пребывания прекрасного юноши.

В то время, когда Ганимед пас отцовские стада на склонах Иды, появился орел, посланный Зевсом, схватил когтями молодого пастуха и унесся в небо. На Олимпе Зевс огласил Ганимеду волю великих богов – быть у них виночерпием и кравчим. С тех пор Ганимед, получивший от Зевса бессмертие, подносит богам амброзию и нектар – пищу и напиток богов, дарующих вечную жизнь и вечную молодость.

Ганимед был одним из трех сыновей основателя и первого царя Трои – царя Троса и нимфы Каллирои. Узнав о похищении сына, отец его предался отчаянию, но Зевс утешил царя, показав ему сына, причисленного к сонму богов; он поместил его также в число зодиакальных созвездий под знаком Водолея. Отцу Ганимеда в утешение Зевс подарил золотую виноградную лозу, символ вечной жизни, сделанную Гефестом, и пару великолепных божественных коней.

Миф о Ганимеде был популярен в Древней Греции и в Римской империи. Ганимед являлся одним из популярнейших персонажей античного изобразительного искусства, а также искусства малых форм: пластики, рельефов саркофагов, терракотовых статуэток и вазописи. В искусстве поздней античности Ганимед изображался одетым в плащ с фригийской шапкой на голове, с пастушьим посохом и в сопровождении орла или собаки. Сохранилась прекрасная античная статуя – повторение статуи знаменитого Леохара, изображающая похищение Ганимеда орлом. Обычный тип в искусстве эпохи Возрождения и более позднего времени демонстрирует его схваченным орлом или сидящим у него на спине – птица поднимает его в воздух: крылья орла распростерты в полете или закрывают юношу. В европейском изобразительном искусстве миф воплощен во многих произведениях, в числе которых бронзовый рельеф Филарете на дверях собора св. Петра в Риме, рисунок Микеланджело, фрески Б. Перуцци и Дж. Порденоне, картина Корреджо, две скульптуры Б. Челлини, фрески Я. Тинторетто и Аннибале Карраччи, картины П.-П. Рубенса и Рембрандта.