81 x 127 cm. Лондон, Национальная галерея.http://commons.wikimedia.org/wiki/Image:Giovanni_Bellini_002.jpg
Эта картина – один из ранних шедевров Беллини. Центром композиции является фигура коленопреклоненного Христа. Ниже зритель видит трех спящих учеников Спасителя – Петра, Иакова и Иоанна. Они должны были бодрствовать, но погрузились в сон. На небе разгорается заря, предвещающая конец долгой ночи и начало нового дня – дня крестных мук Господа. На фоне облаков художник изобразил ангела, держащего в руках чашу. Эту чашу страдания, искупающего грехи человечества, Спасителю предстоит испить до дна. По дороге (на заднем плане) уже движется направляющийся арестовать Иисуса отряд римских солдат, предводительствуемый Иудой.
Окружающий пейзаж соответствует упомянутым в Библии деталям и одновременно помогает художнику придать необходимое эмоциональное звучание всей сцене. Восходящее солнце окрашивает края облаков розоватыми бликами (кровавый рассвет) и заливает всю сцену золотистым светом, говорящим о том, что беспросветная ночь духовного ослепления позади. Наступает новая эпоха спасения и надежды.
Беллини был одним из первых итальянских художников эпохи Возрождения, начавших использовать пейзаж для усиления реалистического звучания картины. Извилистые, убегающие вдаль тропинки уводят взгляд зрителя к раскинувшемуся на вершине холма итальянскому городу, вид которого позволяет живописцу подчеркнуть универсальность и непреходящую значимость изображенного события.
Тщательно продуманный пейзаж помогает Беллини добиться нужного ему освещения сцены и, следовательно, создать необходимое настроение. Пейзаж на картине Беллини залит светом зари. Тона здесь меняются от холодных и прозрачных на заднем плане до теплых, золотистых на переднем плане. Полагают, что, работая над "Молением о чаше", Беллини первым из итальянских художников написал восход солнца на основе непосредственных ("пленэрных") наблюдений за атмосферой.
Искусствовед Пол Хиллз отмечает "необычную пластичность изображенных Беллини каменных образований и холмов". Он проводит любопытную аналогию между этим пейзажем и изделиями венецианских мастеров-стеклодувов XV столетия. В частности, Хиллз вспоминает о так называемом "халцедоновом стекле", с помощью которого стеклодувы имитировали различные камни (например, халцедон и агат), и сравнивает с ним мягкие, кажущиеся "оплывающими" формы беллиниевского пейзажа.
|
|