Главная   Фонд   Концепция   Тексты Д.Андреева   Биография   Работы   Вопросы   Религия   Общество   Политика   Темы   Библиотека   Музыка   Видео   Живопись   Фото   Ссылки  
  << Пред   След >>     Поиск

Алтарь Сан Марко


Загрузить в полном масштабе 800x762, 102k

Беато-Анджелико Фра
Алтарь Сан Марко  [1438-1443]

Дерево, темпера. 220 x 227. Музей Сан Марко, Флоренция

Фра Анджелико – живописец, соединивший глубоко личное религиозное чувство с высоким художественным совершенством. Анджелико (Гвидо ди Пьетро) был монахом доминиканского монастыря во Фьезоле (Италия). Джон Рёскин, теоретик искусства, называет его "не столько художником в прямом значении этого слова, сколько вдохновенным святым". Уже вскоре после смерти Анджелико был прозван "Беато" (блаженный, на ранг ниже святого), официально же его канонизировали в 1984 году.

Этот один из самых лучших алтарных образов кватроченто был создан для главного алтаря монастырской церкви Сан Марко во Флоренции, посвященной Святым Косме и Дамиану.

В центральной композиции изображены Мадонна с Младенцем на троне в окружении ангелов и Святых Космы и Дамиана, Лаврентия, Иоанна Евангелиста, Марка, Доминика, Франциска и мученика Петра. Отмечая редкостную красоту работы Анджелико, Вазари пишет: "Мадонна своей простотой вызывает у зрителя чувство молитвенного благоговения… Невозможно представить себе, что когда-нибудь доведется увидеть что-либо, созданное с большим умением".

Мастерство в изображении пространства отчетливо выражено в этой работе Фра Анджелико; явное ощущение глубины создается уже перспективным сокращением узора великолепного анатолийского ковра. Это произведение – один из первых алтарей, учитывающих законы перспективы.

Необычно то обстоятельство, что архитектурное обрамление, предназначавшееся для алтаря, создавалось одновременно с живописью. В результате, картина или, вернее, ансамбль композиций стал поистине новаторским произведением.

Мадонна на троне возвышается в самом центре пространства над группой персонажей. Кипарисы, пальмы и гирлянды роз напоминают отрывки из Библии, в котором Дева Мария сравнивается с ливанским кедром, кипарисом с горы Сион, пальмой и иерихонской розой. Святой Марк держит Евангелие открытым на странице, где описывается, как Иисус учил в синагоге. Коленопреклоненная фигура Святого Космы – возможно, портрет Козимо Медичи, а Святого Дамиана – портрет умершего в сентябре 1440 года Лоренцо Медичи.

Все восемь святых считались покровителями Козимо Медичи и его семьи. В 1434 году возвращение Козимо во Флоренцию из изгнания открыло новую главу в истории доминиканских обсервантов во Фьезоле. Козимо Медичи начал обустраивать монастырь Сан Марко во Флоренции, который теперь перешел из рук ордена сильвестринцев во владение доминиканцев. В 1437 г. архитектор Микелоццо начал обновлять довольно ветхий монастырь; тем временем Фра Анджелико было поручено расписать фресками люнеты аркады монастырского дворика, зал капитула, трапезную, стены коридоров и 45 келий, занятых монахами. Эту грандиозную работу он осуществлял до 1450 г.