Холст, масло. 85 х 75. Музее Орсэ. Париж
Эдгар Дега более всего известен публике как художник балерин, и, действительно, никакие другие сюжеты не привлекали его так сильно. Он был первым из европейских художников, кто совершенно по-новому увидел балет. Образами балета он был пленен еще в 1870-е годы и до последних дней жизни был верным почитателем этого искусства.
Интерес к Терпсихоре – давняя традиция французской живописи. Многие парижские художники были завсегдателями Оперы и часто в лице танцовщиц и артисток находили своих вдохновительниц. Эдгара Дега не прельстила какая-то конкретная прима-балерина, он интересовался балетом вообще, – балетом, живущим особой жизнью, и рядовой средней балериной.
Балетные картины Эдгара Дега – это не столько картины балетомана, для этого он был слишком ироничен и страстен. Именно в этих полотнах прослеживается двойная аналитическая работа художника – разрушение иллюзии реального мира и ее новое воссоздание на художественном полотне.
Настоящая сцена представляет перерыв во время урока танцев, когда разрешается отдохнуть. В центре зала для репетиций стоит уже не молодой балетмейстер Жюль Перро, опираясь на свою палку. Танцовщицы отдыхают во время репетиции, они стоят группками по всему залу. Седовласый Перро беседует с балериной с зеленой лентой на пачке, которая четко видна в раме дверного проема позади нее. Световое решение картины и почти прозрачное тонким слоем наложение краски дают прекрасный эффект реальности сцены.
Эта большая картина Дега с изображением сцены урока танцев была написана им по заказу известного баритона и коллекционера Жана-Батиста Фаре.
|
|