Дуб, масло. 117 x 159. Художественно-исторический музей, Вена
Древнегреческие философы-стоики считали Вселенную разумно устроенной и прекрасной структурой, в которой каждому живому существу отведено свое место: «Лошадь создана, чтобы тянуть и носить, бык – пахать, собака – сторожить и охотиться; человек же рожден, чтобы взглядом охватить весь мир». Несомненно, Брейгель был знаком с этой философией, и есть основания полагать, что некоторые из этих идей вплетены в идейный строй его картины. Абрахам Ортелий, фламандский картограф, говорил о своем друге, что он «писал много такого, что написать попросту невозможно. Во всех работах нашего Брейгеля таится больше, чем изображено».
Абстрактный, воображаемый космос философов воплощен у художника в видимой природе, к которой приспосабливается человек, ведь он же является такой же составной частью природы, как растения и животные, – это можно наблюдать в картине «Возвращение стад. Осень». Коровы, деревья и люди написаны в одной тональности. И хотя на пастухах лежит особая ответственность за живые существа, но, в конце концов, они скроены из того же вещества, что и остальные живые создания, и должны исполнять свое предназначение.
«Возвращение стад» входит в серию, изображающую либо месяцы, либо времена года, от которой сохранилось всего пять произведений. Эта картина, предположительно, посвящена ноябрю.
|
|