Холст, масло. 212 x 314. Николаевский художественный музей им. В.Верещагина
Из череды великих мастеров кисти явился мастер, который всецело посвятил свое дарование "свободной стихии", как окрестил море Пушкин, и стал ее преданным певцом. Этим мастером был Иван (Ованес) Айвазовский.
На одной из академических выставок в Санкт-Петербурге (1836) встретились два художника – художник пера и художник кисти. Знакомство с Александром Сергеевичем Пушкиным произвело неизгладимое впечатление на молодого Айвазовского. "С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и рассказов о нем", – вспоминал художник. Пушкин с большим одобрением отозвался о работах талантливого студента Академии художеств.
Айвазовский всю жизнь преклонялся перед талантом величайшего русского поэта, посвятив ему позже (около 1880) целый цикл картин. В них он соединил поэзию моря с образом поэта. Картина "Пушкин на берегу Черного моря" была создана в год пятидесятилетия со дня гибели А. С. Пушкина. В тот же год была написана и другая – одна из лучших картин на пушкинскую тему – "Прощание Пушкина с морем", над которой И. К. Айвазовский работал в содружестве с И. Е. Репиным. (Репин писал в этой картине фигуру Пушкина, Айвазовский – пейзажный фон).
|
|